Диагностика на кружке оригами

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми. Данная рабочая программа разработана на основе программы С.Мусиенко, Г.Бутылкиной «Оригами в детском саду» как вид дополнительного образования в форме кружковой работы.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.


Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству оригами.

· Расширять коммуникативные способностей детей.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа « Мир оригами» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе составляет 10 человек. Кружок «Мир оригами» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.

Методы, используемые на занятиях кружка:

 

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий тематическаясовместная деятельность.

 

Ожидаемые результаты:

 

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся приемам работы с бумагой в технике оригами;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

Учебно- тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Знакомство со свойствами бумаги

2

2.

Волшебные превращения. Изготовление фигурок

12

3.

Изготовление украшений.

 

10

4.

Составление композиций, картин.

 

10

5.

Организация выставки

2

 

Итого:

36

 

Перспективный план работы

Тема занятия

Программное содержание

Организационно-методические рекомендации

Знакомство со свойствами бумаги. (сентябрь)

Заяц

(1ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Птица

(1 ч.)

 

 

 

 

Лиса

(1 ч.)

 

 

 

 

 

 

Мышь

(1 ч.)

Учить изготавливать поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания квадратов по диагонали; отрезания лишней части бумаги (чтобы получился квадрат).

 

Поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер; обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией.

 

Познакомить детей с одним из способов соединения деталей – склеиванием; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата.

 

 

 

Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Предложить детям изготовить пригласительные билеты для родителей на осеннее развлечение.

 

Загадывание детям загадок о животных. При правильном отгадывании появляются звери из «волшебной коробочки». Зайчик изготавливается также как и бабочка, но надрез делается ближе к голове и немного подлиней.

 

 

Чтобы сделать птичку, нужно вместо усиков (как у бабочки) вклеить головку.

Самостоятельная работа детей.

 

Показать детям базовую форму многих зверушек «воздушный змей» — туловища.

Показать уже готовые игрушки и предложить детям их изготовить.

 

Оказание индивидуальной помощи детям в изготовлении поделок. Напомнить, что правильность изготовления зависит от аккуратности работы и от четких загибов бумаги.

 

 

Волшебные превращения. Изготовление фигурок. (октябрь – ноябрь)

Забавные зверушки (Заяц)

 

 

(1 ч.)

 

 

 

 

Забавные зверушки (Волк)

(1ч.)

 

 

 

 

 

Забавные зверушки (Медведь)

(1ч.)

 

 

Теремок

 

(2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

Прыгающая лягушка (1)

(2ч.)

 

 

 

 

 

Прыгающая лягушка (2)

(2 ч.)

 

 

 

 

 

 

Двухтрубный корабль

(1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебные превращения бумажного квадрата

(2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

Волшебные превращения стрелы

(1 ч.)

 

 

 

 

 

 

Грач

 

(1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в зоопарк

 

(2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веселые человечки

(2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебные превращения двухтрубного кораблика

 

 

 

(2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раз, два, три, лодочка плыви

(1 ч.)Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеивания.

 

 

 

Заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

 

Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

 

Закреплять умение мастерить поделки; вызвать радостное настроение в ожидании представления. Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов.

 

 

 

 

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационные карты.

 

 

Развивать конструктивное творчество, воображение; воспитывать аккуратность и усидчивость.

 

 

 

 

 

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»

 

 

 

 

 

 

Закрепить умение следовать инструкции педагога; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание; познакомить с новой базовой формой «Катамаран»

 

 

 

 

 

Познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать ее в другие поделки; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата, используя пооперационные карты и показ работы педагога.

 

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; совершенствовать объяснительную речь, развивать глазомер.

 

Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали. Закреплять умение работать по пооперационной карте и схеме; развивать воображение, аккуратность, совершенствовать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну фигурку в другую; развивать речь детей, вызвать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности.

 

 

Продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; поощрять использование готовых поделок в игре; совершенствовать речь детей.

Работа детей с квадратом, узнавая его возможности превращаться в разные фигурки.

Педагог, показывая пооперационные карты, учит изготавливать фигурку, объясняя каждый шаг – каждый сгиб.

 

Обратить внимание детей на готовые фигурки волка, лисы, медведя, зайца, мышки.

 

 

 

 

Вместе с педагогом дети изготавливают из игрушек маски; прикрепляют их к ленточкам.

 

 

После изготовления игрушек – инсценировка сказки «Теремок». В сказке могут быть по несколько зверей (Заек, Мишек и т. д. – по количеству детей).

Вызвать у детей радостное настроение.

 

 

Предложить сделать из «волшебного квадрата» прыгающую лягушку.

Продемонстрировать, как прыгает готовая лягушка, а затем показать пооперационные карты.

 

Разобрать вместе с детьми последовательность изготовления поделки. Самостоятельная работа детей, оказание помощи при затруднении. Дети «оживляют» поделки волшебными словами, движениями рук.

Показ двухтрубного корабля (из целого газетного листа). Рассказ о последовательности выполнения работы и одновременное пошаговое изготовление корабля. Соревнование кораблей (Дети дуют на них)

 

 

Педагог из базовой формы «катамаран» делает стол. Затем превращает стол в вертушку; затем в «парусник», каждый показ сопровождается объяснением. Дети, последовательно выполняя действия за педагогом, совершает волшебные превращения.

 

Показ готовой «стрелы» и пооперационные схемы и предложение изготовить фигурку; получившуюся деталь педагог трансформирует в птицу, выводя острый угол вперед и формируя шею птицы, загибает клюв.

 

Педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть пооперационные карты и просит рассказать о последовательности; дети работают самостоятельно, педагог оказывает индивидуальную помощь.

 

 

Педагог вместе с детьми рассматривает готовые фигурки; обращает внимание детей на то, что эти фигурки в отличие от предыдущих изготавливаются из прямоугольных листов бумаги. Дети самостоятельно вкладывают одну деталь в другую, и воспитатель укрепляет готовые фотоаппараты на тесьму. «Дети фотографируют животных».

 

Дети делают заготовки двухтрубных корабликов разного размера; по пооперационным картам дети трансформируют кораблики в простейшие фигурки – рубашка, туловище, сапожки, юбку. Инсценировка работ стихами.

 

Педагог предлагает детям снова почувствовать себя волшебниками; из сделанных дома заготовок двухтрубного кораблика дети мастерят курицу (выворачивают углы в одном), из другого делают голову курице (загибают кончик уголка внутрь).

Для изготовления лисы необходимо вывернуть углы у трех заготовок. Чтобы сделать из двухтрубного кораблика пистолет, нужно вывернуть углы заготовки и сложить ее пополам, затем в одну из труб (или две) вставить полоску пл. бумаги.

Педагог вместе с детьми по пооперационной карте рассматривает последовательность изготовления лодочки; операции выполняются пошагово. Педагог говорит «волшебные слова» и поделка превращается в лодочку, дети дуют на них и «лодочки плывут».

 

Изготовление украшений (декабрь- февраль)

Елочка

(1 ч.)

Елочка в снегу

(2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогодние украшения

(1 ч.)

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося праздника; продолжать учить делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту.

Познакомить с новой базовой формой «Водяная бомбочка»; развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить с историей искусства оригами.

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Дети совместно с педагогом анализируют последовательность изготовления новой базовой формы, используя демонстрационную пооперационную карту. Дети делают заготовки для елочки из квадрата 1515 см., следуя образцу.

Педагог показывает детям несколько пооперационных карт с различными вариантами изготовления елок. Детям дается задание на дом – принести разноцветные «двойные треугольники», сделанные из квадратов разного размера.

Воспитатель показывает детям елочные игрушки, выполненные в технике оригами: гирлянду, звезды. Вместе с детьми уточняет последовательность изготовления этих фигурок по пооперационным картам. После изготовления игрушек украсить ими группу.

Составление композиций, картин (март – май)

Составь картинку

(1ч.)

Ожившая сказка

(2ч.)

Цветы

(1 ч)

Мамин праздник

(1 ч.)

Панно «Хризантемы»

(2ч.)

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы – составление картинок к небольшим стихотворным произведениям; развивать творческие способности детей, воображение.

 

 

Создать у детей хорошее настроение, повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы, учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

 

Учить изготавливать цветы в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

 

Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок.

 

 

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать учить работать в коллективе. Закреплять умение пользоваться ножницами.Дети работают самостоятельно, «оживляя» стихотворения, при необходимости используя пооперационные карты. Готовые работы оформляются в выставку для родителей.

Педагог показывает сказку из заранее изготовленных фигурок из-за ширмы. Детям предлагается вместе с родителями сочинить свою сказку дома.

 

 

Показ изготовления цветка тюльпана, трансформировать его в бутон розы; педагог вместе с детьми по пооперационным картам разбирает последовательность изготовления стебелька цветка и лепестков из базовых форм «стрела», «воздушный змей».

 

Рассматривание открыток; самостоятельное оформление детьми открыток с помощью педагога. Показ фигурок кукол Хина.

 

Рассматривание принесенных открыток с цветами; Рассказ о последовательности выполнения работы, используя карты; самостоятельная работа, совместное оформление панно детьми и педагогом.

Требования к уровню образования воспитанников по данной программе

Диагностируемые параметры

Формы и методы диагностики

Уровень знаний

Дети должны знать простейшие базовые формы оригами (блинчик, квадрат, птица, лягушка, книжка, катамаран, водяная бомбочка). Способы выполнения поделки из бумаги в технике оригами. Историю возникновения искусства оригами. Знать различные варианты выполнения работы в технике оригами. Знать способы складывания и развертывания бумаги при выполнении поделки

Пооперационный карты, рисунок готового изделия в технике оригами. Некоторые элементы, выполненные на демонстрационном листе.

Уровень умений

Дети должны уметь работать с бумагой различной фактуры, выполнять простейшие работы в технике оригами без помощи взрослого, уметь мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. Уметь создавать несложные сюжетные композиции для игры. Выполнять и составлять панно, работая в коллективе. Уметь аккуратно пользоваться ножницами, клеем, кисточкой.

Практические занятия .

Индивидуальные поручения.

Участие в организации выставки.

Диагностические показатели качества освоения курса программы

п/п

Уровни развития

Знание базовых форм оригами (блинчик, квадрат, лягушка, птица, книжка, водяная бомбочка)

Умение выполнять поделки в технике оригами Умение выполнять поделки в технике оригами по образцу, дополняя поделку своими элементами Знать основные способы складывания и развертывания бумаги Создавать собственные композиции в технике оригами

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

Высокий уровень

2.

Средний уровень

3.

Низкий уровень

4.

Средний показатель в %

Критерии диагностики:

 

Высокий уровень: знание простейших базовых форм оригами, умение выполнять поделки в технике оригами, создавать собственные композиции.

Средний уровень: знание простейших базовых форм в технике оригами, выполнение поделок в технике оригами при помощи пооперационных карт, с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень: частичное знание базовых форм оригами , выполнение поделок в технике оригами при непосредственном участии взрослого.

Учебно- методическое обеспечение

  • Подготовленное рабочее место с набором бумаги

  • Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.

  • Пооперационные карты. (Для демонстрации способа выполнения работы)

  • Емкость для кисточки, салфетка.

  • Магнитофон с записью музыки леса или шума воды, японских мотивов.

  • Набор иллюстративного материала.

Список литературы

1.Оригами в детском саду. О.Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.

2.Аппликация в детском саду. М.А.Гусакова. – М.: Просвещение, 1987 г.

3.Мир игрушек и поделок. О.В.Парулина. – Смоленск.: Русич, 1999 г.

4.Сто поделок из бумаги. Г.И.Долженко.- Яросдавль.: Академия. 1999 г.

5.Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина –М.: Владос, 2003 г.


Источник: http://ds16.nevinsk.ru/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7/obrazovanie/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8


Закрыть ... [X]

«Дошколёнок. ру» - Из опыта работы кружка «Волшебная Ооо всё для шитья и рукоделия

Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами Диагностика на кружке оригами