Закрыть ... [X]

Предложения в тексте могут быть связаны грамматически

Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

обучающие: обобщить полученные знания по теме; подготовить к ЕГЭ;

развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение анализировать предложение;

воспитательные: вызывать интерес и уважение к русскому языку.

Метапредмет: знак.

Метатема: выделительные знаки препинания.

Оборудование: презентация PowerPoint, медиапроектор, экран; учебник.

                                        ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.
  1. Ребята, когда-то в Древней Руси, еще до появления алфавита, люди использовали «черты» и «ризы», с помощью которых люди сообщали друг другу какую-либо информацию. Многие народы использовали знаковую систему. И сейчас тоже используется знаковая система. Например, для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Так что же такое знак? Рассмотрим толкования этого слова:

1. Пометка, изображение, предмет, к-рыми отмечается, обозначается что–н. Условный з. Дорожные знаки (на автомобильных дорогах, на улицах: информирующие об особенностях дороги, о правилах движения). Товарный з. (на товаре, изделии, отличающий изделия данного предприятия). Денежные знаки (то же, что деньги в 1 знач.). З. почтовой оплаты (марка).

2. Внешнее обнаружение, признак чего–н. Знаки внимания. Молчание — з. согласия. Дурной з. (плохое предзнаменование).

3. Жест, движение к-рым сигнализируют, сообщают что–н. Подавать знаки рукой.

(Из Толкового словаря С.И.Ожегова)

  1. Предлагаю вам игру «Крестики – нолики» на правописание –н-/-нн- в суффиксах причастий», где «х» - -нн-, а «0» - -н-. Сейчас мы тоже будем использовать знаки.
  1. Задание. Игра «Крестики-нолики»
  1. задача решена
  2. организованный перелёт
  3. глаженое бельё
  4. обдуманная программа
  5. движение остановлено
  6. варёный картофель
  7. читанная вчера перед студентами лекция
  8. доведённое до конца дело
  1. решённый вопрос
  2. жареная рыба
  3. задание продумано
  4. негружёная баржа
  5. гружённая песком баржа
  6. стихотворение прочитано
  7. решённая вчера задача
  8. эта история выдумана

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  1. А какие знаки  используются нами особенно часто на уроках русского языка, кроме букв? (Знаки, обозначающие морфемы; знаки, используемые для схематичного изображения предложений; знаки препинания.)
  2. Действительно, чаще всего мы пользуемся знаками препинания.
  3. На какие три группы можно поделить знаки препинания? (Отделительные, разделительные и выделительные.)
  4. Остановимся на выделительных знаках препинания.

     Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

     Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

     Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

  1. Где мы используем выделительные знаки препинания? (При вводных словах, словосочетаниях, предложениях и обращениях.)
  2. Для чего? (Чтобы выделить те слова или словосочетания, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Эти слова или словосочетания служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения.)
  1. Задание.  

Прочитать предложения (каждый читает по два предложения). Определить, чем являются выделенные слова. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения (выполняет ученик у доски).

  1. Зима,  говорят, в этом году будет холодная. – О случившимся говорят по-разному.
  2. Это казалось странным. – Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
  3. Работа может быть закончена в срок. – Читателю, может быть, уже наскучили мои записки.
  4. Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. – Недовольство его было очевидно.
  5. Итак, я жил в Одессе. – Мы и так уже опаздывали на вокзал.
  6. Ты, главное, не пугайся. – Главное в человеке – честность.
  7. К сожалению его примешивалась обида. – К сожалению, дорогу нам преградил  разлившийся ручей.
  8. Дельный, что и говорить, был старик тот самый. – Счастлив он был так, что и говорить нечего.
  1. Задание. «Сказано – сделано»

Подберите предложения. в которых обращение будет стоять:

а) вне предложения (Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.);

б) в начале предложения (Соседка, перестань срамиться!);

в) в середине предложения (Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей.);

г) в конце предложения (О чем ты воешь, ветр ночной?).

(Делимся на две группы)

      ФИЗМИНУТКА

Для укрепления глазных мышц

1.  Поставьте карандаш на расстояние 15-20 см от глаз, смотрите на его кончик

3-5 секунд; затем переведите взгляд вдаль,  повторить 10-12 раз;

Для улучшения мозгового кровообращения

2. И.п. — сидя на стуле, руки на поясе. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный

  1. Работа с текстом.  Упражнение 451.
  1. Прочитать текст;
  2. Какова его главная мысль? (Надо бережно относится к родной речи);
  3. Записать, объяснить знаки препинания;
  4. Составить схему с обращением.
  1. Слуховой диктант.
  1. Внимательно слушаем предложения, а записываем только схемы.
  1. Рядом с кашарами, или укрытиями для овец, расположены домики чабанов.

[-.-.-., -.-.-, __  __].

  1. Не глядя на доску, могут играть в шахматы только хорошие мастера.

[-.-.-., _____   ____ ].

  1. Расширять свои знания можно лишь тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. [___  ___ ],  (когда _____ ).
  2. А.С.Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург. [___  -      ,      ,     ].
  3. Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности моей. [      ,        ,     ]
  1. Тест ЕГЭ (А21. Пунктуация в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и обращениями)
  2. А 21. ТЕСТЫ

   1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.

    1) 1, 2

    2) 1, 2, 3, 4

    3) 3, 4

    4) 1, 3

 

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (4) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

    1) 1, 2, 3, 4

    2) 1, 2

    3) 3, 4

    4) 1, 3

 

    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    О хозяйственности человека только (1) по словам соседей (2) судить нельзя. Она (3) по ее словам (4) не теряла надежды встретиться со мной.

    1) 1, 2

    2) 1, 2, 3, 4

    3) 3, 4

    4) 1, 3

 

    4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    В полку (1) по словам капитана (2) был у него великолепный врач. Арсеньев понял (3) по словам проводника (4) что именно в этих местах начинается река Лефу.

    1) 1, 2

    2) 1, 2, 4

    3) 3, 4

    4) 1, 3

 

    5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Попал он (1) однако (2) к профессору Стравинскому не сразу (3) а побывав в другом месте. Однако (4) умные люди на то и умны, чтобы грамматически разбираться в запутанных вещах.

    1) 1, 2

    2) 1, 2, 3, 4

    3) 3, 4

    4) 1, 2, 3

     

    6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Комната (1) казалась (2) мрачной. В середине сентября (3) казалось (4) вернулись погожие летние денечки.

    1) 1, 2

    2) 1, 2, 3, 4

    3) 3, 4

    4) 1, 3

     

    7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Толстые (1) напротив того (2) косились и пятились от дам. Щегольской экипаж остановился (3) напротив того (4) дома, откуда и доносилась музыка.

    1) 1, 3

    2) 1, 2

    3) 3, 4

    4) 1, 4

 

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1)1, 2, 3, 4

2)3, 4

3)2

4)1, 3

 

Вывод.

  1. Вводные слова, словосочетания, предложения и обращения выделяются на письме, так как они не являются членами предложения и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения, называют того, к кому обращаются.
  1. Домашнее задание: упр. 463, §200-201; подготовиться к диктанту.
  2. Рефлексия. Выбери:
  1. Превзошёл сам себя
  2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
  3. Не ударил лицом в грязь
  4. Бил мимо цели
  5. Язык плохо подвешен
  6. Из кожи вон лез

Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/04/21/znaki-prepinaniya-v-predlozheniyakh-so-slovami-i


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Средства связи Лингвистическими средствами связанности предложений Сайт с тракторами самодельными

Предложения в тексте могут быть связаны грамматически Предложения в тексте могут быть связаны грамматически Предложения в тексте могут быть связаны грамматически Предложения в тексте могут быть связаны грамматически Предложения в тексте могут быть связаны грамматически Предложения в тексте могут быть связаны грамматически

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ