С чем было связано появление массовой культуры

127 чел. помогло.

§ 35. Массовая культура

Вспомните:

каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на связано рубеже XIX—XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?

Массовая культура — важнейшее социальное явление со­временного общества. Ее продукты, начиная от серийно из­готовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга — ли­дер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в по­вседневную жизнь людей.

Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дис­куссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в разви­тии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.

^ КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много­гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож­но проследить разные направления, выделить достаточно ав­тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле­ний и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение полу­чило разделение культуры на народную, элитарную и мас­совую. Причины возникновения массовой культуры, прису­щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер­дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас­совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по­требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ­ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk — народ, lore — знания, муд­рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на­родным творчеством (сказками, былинами, пословицами)

важными направлениями этого искусства являются хорео­графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро­мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при­кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ­ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис­торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности — идеалы добра, красоты, справедли­вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест­ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно­гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол­няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ­ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами­лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль­тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро­да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при­вилегированной частью общества либо по ее заказу профес­сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про­изведениям изобразительного искусства, литературы, музы­ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус­стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак­торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа­лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока­залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.

Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу­ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо­рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их с чем было связано появление массовой культуры все-

12

гда в обществе большинство, остаются «глухими» к творе­ниям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.

Исследователями замечено, что высокое искусство пред­полагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформле­ние тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

^ МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX—XX вв. так называемого массового общест­ва. Материальной основой произошедших в XIX в. сущест­венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ­водство товаров. Но индустриальное машинное производст­во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо­вания, сырья, технической докуметации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов­ную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа­ющего человека: собственно работа и досуг — социально значимое свободное время.

В результате возник платежеспособный спрос на те това­ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по­мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расши­рение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обуче­ние детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия была от­менена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры — массовая литература.

Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми от­части заменили появившиеся средства массовой коммуника­ции, способные быстро транслировать разного рода сообще­ния на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследовате­ли, породило его типичного представителя — «человека мас­сы» — главного потребителя массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательны­ми характеристиками — «человек без лица», «человек — как все». В первой половине прошлого века испанский фи­лософ X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена — «массового че ловека». Именно с «массовым человеком» связывает фило­соф кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинст­во — те, кто требует от себя многого и сам на себя взвали­вает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ни­чего, для них жить — это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную не­благодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. По­средственности с безудержной жаждой потребления, «варва­ры, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» — так нелестно характери­зует большую часть своих современников философ.

В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителя­ми устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества — со средним классом. Понимая, что они не эли­та общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стан­дарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы прини­маются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «обще­ство массового среднего класса».

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену еди­нообразию и унификации приходит подчеркивание особен­ностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи прихо­дит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропо­рядочного простого гражданина» — таков разброс взглядов на «массового человека».

^ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Термином «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. Прежде всего это произведения литературы, му­зыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы (беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбате-ры, плакаты и т. п.). Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам мас­совой информации, через рекламу, институт моды.

Рассмотрим основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали од­ной из основных причин успеха массовой культуры. Гово­рят даже о ее примитивности. Но облегченность этих про­изведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Труд­ность приспособления к непривычной городской среде, мо­нотонная, изнуряющая работа на промышленном предприя­тии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных при­лавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные пред­ставления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя од­нозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массо­вая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др. Имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять долго.

Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выво­ду, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неиз­менный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произве­дений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

^ Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень

больших количествах, рассчитанных на потребление дейст­вительно массой людей. Книги выходят подчас миллион­ными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность про­является и в известной повторяемости сюжетных ходов, по­хожести героев.

^ Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллет­ристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читате­ля, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональ­ных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Чи­тая даже облегченное литературное произведение, мы неиз­бежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Эк­ранное восприятие не требует от нас этого.

^ Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рам­ках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демокра­тичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. По­этому производители подобной продукции стали ориентиро­ваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут про­фессиональные композиторы, сценарии фильмов — профес­сиональные литераторы, рекламу создают профессиональ­ные дизайнеры. Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца. Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются про­фессиональные создатели продукции массовой культуры. Показателями спроса выступают объемы продаж, а также различного рода рейтинги — замеры отношения аудитории к той или иной передаче, программе. Но и продавцы на этом рынке (как на любом другом) также активны, стара­ются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

^ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое по­требление. Создавались отрасли производства, обслуживаю­щие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастер­ские по производству готового платья. При этом качествен­ный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал

европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.

В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строга­новском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые оте­чественные школы дизайна. Появление даггерротипа и те­леграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и по­являются профессиональные актерские труппы. Распростра­няются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу пере­водные, а затем и собственной «выделки». У фабричной мо­лодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Литературные и художественные критики зафиксирова­ли исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудито­рии. Отмечалось, что меняется социальная ориентация ис­кусства: из салонного оно становится по-настоящему пуб­личным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков ви­димым отсутствием здравого смысла и эстетической незре­лостью. Например, когда в Москве одновременно проводи­лись две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущест­венно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сю­жетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.

В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обсто­ятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и бедней­ших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребно­сти, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом фор­мирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного об­щества — уравнительное распределение, коллективизм, тру­довую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со-

здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы влас­ти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агита­ционных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трех­метровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в ог­ромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».

Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По не­которым параметрам она сближалась с западной («голливуд­ской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.

В последующие десятилетия происходили важные соци­альные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась числен­ность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселе­ние коммунальных квартир. Стало развиваться массовое те­левещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семь­ях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население станови­лось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.

Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические ка­фе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать нефор­мальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в гла­зах населения, хотя власти гневно обрушивались на «ме­щанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демон­страционного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых мос­ковских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

Все это позволяет утверждать, что в стране шел актив­ный процесс перехода к массовому, индустриальному, по­требительскому обществу.

Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противо­положно направленные ценности. С одной стороны, сохра-

няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за го­ды советской власти, а с другой — активно внедряются об­разцы потребительской рыночной культуры. Наконец, сре­ди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального об­щества.

Общим в развитии массовой культуры на Западе и в на­шей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям разви­тия массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-обра­зовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в круп­ных городах. Реклама в ряде случаев не действует по пря­мому назначению, не несет потребителю полезную информа­цию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в рас­чете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-преж­нему воспринимаются как признаки элитарности. Но в та­ком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сгла­живающей противоречия социального неравенства.

Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень со­циальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Тем не менее развитие массовой культуры в стране про­должается со всеми обретениями и издержками этого про­цесса. Постепенно формируется новый политический риту­ал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесме­нов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повсед­невной массовой культуры.

^ СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер­нет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас­совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по­скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю-

дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа­ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан­ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено­вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово­рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло­га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило­метров от ближайших дорог и электрических линий, они за­метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен­ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве­дет к нивелированию культурных различий, утрате культур­ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно­го, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де­ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе­мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра­диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га­зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене­дельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это пре­имущественно «белые воротнички», образованные круги об­щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты­ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши­роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото­рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле­дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят­но и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво­им отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди­наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре­деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе­редвижения и, как следствие, общения.

К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно по­влиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерчес­кими предприятиями, т. е. они нацелены на получение при­были. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журна­лов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происше­ствия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они за­нимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к пе­чатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи реги­ональных изданий выросли в полтора раза. Все более влия­тельными становятся местное радио и телевидение.

А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не на­блюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.

^ СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?

В подзаголовке представлены две крайние точки в оцен­ке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, ти­ражируя образцы элитарной и народной культуры, деваль­вирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря ог­ромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качествен­ной» культуры и в целом резко снижает культурный уро­вень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продук­та. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет мате­риального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А вос­требованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, лите­ратура, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже пороч­ные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логи­ческая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать про­изведения искусства и испытывать коллективное наслажде­ние.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культу­ры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис-

кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон куль­турному развитию человека.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) те­лезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) теле­зритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняю­щих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музы­кантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, са­мо по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воз­действия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе про­блему взаимодействия высокого и массового искусства.

■■^ Основные понятия: народная культура, элитарная куль­тура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

■■Термины: желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

Проверьте себя

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры ох­ватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массо­вой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массо­вая культура в нынешнем ее понимании в традиционном об­ществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на кон­кретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно совет­ской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу­ется современный этап развития массовой культуры в на­шем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду­стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в спо­ре с ними можно использовать?

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
    говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
    было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест­
    вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу­
    боким потребностям человеческого общества, нежели обык­
    новенной жажде развлечения и легких удовольствий».
    Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
    вы его позицию?

  2. Марк Твен дал такое ироническое определение класси­
    ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
    считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ва­
    ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо­
    бразительной)?

  3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю­
    дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги­
    нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
    элиты? Поясните свой ответ.

  4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина­
    ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до­
    ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис­
    тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
    вы добавить в этот перечень?

  5. Сравните две позиции современных культурологов по
    вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен­
    ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
    искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз­
    личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
    действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения­
    ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни­
    кальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массово­му тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте­
ние слушатели столичного региона, говорят следующие по­
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч­
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче­
ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.

^ Что ищет в искусстве «человек массы»?

Что называет большинство людей эстетическим наслаж­дением? Что происходит в душе человека, когда произведе­ние искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих су­деб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы­ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лири­ке он будет искать любовь и печаль, которыми как бы ды­шат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зри­тели смогут допустить чистые художественные формы, фан­тазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее исто­рии Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практичес­кое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.

Скажем сразу, что радоваться или сострадать человечес­ким судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаж­дения...

Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произ­ведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Толь­ко при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только

портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображен­ный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» ху­дожественное произведение как таковое.

Эстетика: философия культуры. — М., 1991.

fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свой­ственно эстетическому восприятию произведения искусства широ­кой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степе­ни, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.

^ Выводы к главе III


  1. Культура — социальный по своему происхождению и
    характеру механизм регулирования общественной жизни.
    В современном мире сохраняется культурное многообразие.
    В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля­
    ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни­
    кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
    духовной жизнью общества.

  2. Влиятельным институтом общества является наука.
    Она превратилась сегодня в непосредственную производи­
    тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро­
    воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей­
    ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
    усилению социальной ответственности ученых за результа­
    ты научной деятельности.

  3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не­
    возможно формирование качественного человеческого интел­
    лектуального капитала — основного фактора прогресса в
    современном обществе. В условиях постиндустриального об­
    щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
    приобретает овладение умениями искать необходимую ин­
    формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира­
    ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.

  4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас­
    совых институтов общества является религия. Место и роль
    религии в нынешних условиях общественного развития оп­
    ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи­
    тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
    интеграционной. Большинство верующих в современном ми­
    ре являются приверженцами одной из трех мировых рели­
    гий: христианства, ислама, буддизма.

  5. С переходом от традиционного к индустриальному об­
    ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-

туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий­но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред­ства массовой информации, роль которых в обществе суще­ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.

^ Вопросы и задания к главе III


  1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль
    духовной культуры в жизни общества».

  2. Сопоставьте общественные функции науки и образова­
    ния, выявите общее, укажите различия.

  3. Ниже приведены статистические данные, отражающие
    изменение числа приверженцев мировых религий, а также
    изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет­
    ний период.

1928Г'
Население Земли
1550 млн чел.
4700 млн чел.
Христиане
550 млн чел.
1300 млн чел.
Мусульмане
210 млн чел.
800 млн чел.
Буддисты
120 млн чел.
230 млн чел.
Сторонники нерелигиозных взглядов
214 млн чел.
1555 млн чел.
Какие выводы об эволюции числа адептов мировых рели­гий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы ока­зали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.

4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное насле­дие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.

5. Изучите приведенную ниже таблицу.

Структура капитала в странах Запада (в %)


Физический (маши­ны, оборудование)

70—80

77—79

67—69

52—53

31—33


L

Человеческий (обра­зование, квалифика­ция)

20—22

21—23

31—33

47—48

67—69


Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обще­стве.

^ Готовимся к экзамену

1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:

а) элитарной культуре;

б) экранной культуре;

в) массовой культуре;

г) народной культуре.

2. Форма культуры, в которой выражается способность че­
ловека к эстетическому освоению мира, называется:

а) наукой;

б) искусством;

в) моралью;

г) образованием.

3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение
инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенден­
цию характеризует этот факт?

а) Гуманизацию образования;

б) интернационализацию образования;

в) гуманитаризацию образования;

г) информатизацию образования.

4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой
коммуникации, возникшие в XX в.

а) Кинематограф;

б) Интернет;

в) телевидение;

г) газеты;

д) радио.



Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-21055.html?page=28



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Причины возникновения массовой культуры, ее сущность и характер Проволока вязание крючком из проволоки

С чем было связано появление массовой культуры С чем было связано появление массовой культуры С чем было связано появление массовой культуры С чем было связано появление массовой культуры С чем было связано появление массовой культуры С чем было связано появление массовой культуры

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ