Закрыть ... [X]

Старинная марийская вышивка

       

Вышивка – самый распространенный и развитый вид народного искусства, оно ярко и многогранно отражает художественную культуру марийского народа. Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой – то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами.

Вышивка предков народа мари – это отображение тончайшего понимания и места человека в природе, это искусство, творчество, великий и трудоемкий труд. 

На протяжении многих веков вышивка занимала  особое место в жизни марийского народа. Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением одежды. Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирный Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второй приз. Полсе этой этой выставки вышивка мариек стала очень популярной.

Вышивкой марийские женщины украшали свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Она применялась для отделки всех деталей женской, мужской и детской одежды; она украшала головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные подвески и декоративные полотенца. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную  принадлежность ее владельца. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых сложных элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое. Так взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению.

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовление в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.    

Особенностью марийской вышивки является использование разных видов техники исполнения узора. Вышивку выполняли на белом полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитями. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств, по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двухсторонней. То ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева
направо.

Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тун менге), которой прикреплялась ткань. Традиционна вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела несколько вариантов: 1) «роспись» (пушкыл тур) – двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; 2) «косой стежок» (темышан, умбачкерыштыш) – он использовался для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом; 3) «счетная гладь» (темыш тур, керыштыш темышан) – его вышивали по счету нитей ткани без контура; 4) шов «набор» (умбачкерыштыш, керыштыш) – он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический – изображение комбинаций различных геометрических фигур; зооморфный и антропорфный – воспроизведение   стилизованных фигур животных, птиц, человека; растительный – изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т.д.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные – зеленый, синий, желтый, оранжевый – вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность – четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

Качество работы марийских мастериц часто оценивали по изнаночной стороне вышитого изделия. Поэтому вышивальщицами с детства прививались такие качества как аккуратность, чистоплотность, умение затаивать все узелки. Если все было чисто, считалось, что такая девушка будет хорошей женой, что у нее будет порядок и чистота во всем – и в одежде, и в избе. Вполне возможно, что именно такое отношение к качеству изделия явилось причиной исполнения вышивки с изнаночной стороны. 

В марийской вышивке нет рисунков с округлыми очертаниями, все элементы узора вышиваются прямолинейно и геометризированно. Ромбы, квадрат, треугольники образуются контурной вышивкой с заполнением косой стежкой или счетной гладью, имеют множество вариантов исполнения. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов, усиков, крючков и ответвлений, выполняемые росписью.

Владея информацией о значении орнаментальных мотивов, марийскую вышивку можно читать как открытую книгу. Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими стежками вышивали то, о чем мечтали.

                                               Далее  Деловой стиль в марийском костюме


Источник: http://www.elupuu.org/index.php?id=450


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Культура и быт марийского народа Старинная марийская вышивка. - презентация Вяжем детский свитер с рисунком

Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка Старинная марийская вышивка

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ