Творческие мастер классы для воспитателей

Тема:«Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер: Коденцова Галина Васильевна

Место проведения: МКДОУ Кантемировский детский сад № 1

Продолжительность мастера- класса: 20 мин

Цель мастер- класса:повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить профессиональное мастерство педагогов.
  • творческие мастер классы для воспитателей
  • Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
  • Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Оборудование:компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: шаблоны, цветные мелки, соль «Экстра», клей, кисточки,салфетки.

Ход мастер - класса:

Уважаемые коллеги!

Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Теоретическая часть.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия.

     Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная познавательная  деятельность детей. Именно с такой деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. 

    Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –практическая  деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера.

    Дошкольники любят экспериментирование, так как эта деятельность отвечает особенностям их мышления- наглядно-образного и наглядно-действенного.

Главным достоинством экспериментирования является то, что даются детям реальные представления о предмете или явлении, о взаимоотношении с другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

    В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых    деталей;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

    Тему для экспериментов выбираю с учетом интересов детей, а также   в соответствии с тематикой  и событийностью.

В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования.

Это эксперименты с реальными объектами и абстрактными объектами.

С реальным объектом - это экспериментирование с объектами живой и  не живой природой, рукотворным миром.

-А эксперимент с абстрактным объектом? Что это? Что такое абстрактный объект?

Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)

Практическая часть.

 А как применяются эти методы экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.

 И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.

Ответьте мне на вопрос:

- Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)

- Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

- Конечно, можно. А как это можно сделать? (С детьми окрашиваем соль акварельными красками, ничего не получается, т.к. соль растворяется в воде)

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие необычные цветные картинки. Я предлагаю расписать пасхальные яйца, т.к. приближается  светлый праздник Пасхи. И подарить их самому близкому человеку.

- Ну что приступим к работе.

- Снимайте салфетки, вы увидите все необходимое для нашей деятельности.

Технология выполнения работы:

(#Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.)

(#Работа очень увлекательная и интересная. Детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.

Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.

Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно разные  свойства соли.

- Растворимость соли.

- Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы.

- Из соли можно выращивать различные кристаллы.

Все это интересно и очень нравится детям.

Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Во время проектной деятельности можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, исследовать зачем нужна соль, насколько может быть вредно использование  большого количества соли.)

Сделали, покажите свои картинки коллегам, как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами.

- А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.

(«Соленая радуга»,  «До, Ми, Солька», «Соленая фантазия»)

- Молодцы. А вот представьте, что эту разноцветный сувенир вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили?  Скажите: Какие же ощущения он будет испытывать? (Радость, восхищение, восторг). Молодцы.

- Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом- абстрактным объектом. Мы придумывали название нашей работе, представляли, кому хотим подарить сувенир-  в данном случае наш реальный объект-  пасхальное яйцо-сувенир, а абстрактный объект- слово, предположение.

Уважаемые коллеги!

Посмотрите, что получилось у меня.

Я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу сделанную своими руками не стыдно кому –то подарить.

А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.

Итак, детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете,  что бесполезен и вам не пригодится, то красную.

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки  вы можете забрать на память.

Спасибо всем за внимание.

 

Список использованной литературы:

  1. 2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
  2. 4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 5. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  3. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»

Источник: http://a2b2.ru/methods/22147_master-klass_dlya_vospitateley/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс для педагогов с элементами арттерапии "Методы и приемы." Когда меняют паспорт после росписи

Творческие мастер классы для воспитателей Творческие мастер классы для воспитателей Творческие мастер классы для воспитателей Творческие мастер классы для воспитателей Творческие мастер классы для воспитателей Творческие мастер классы для воспитателей