Закрыть ... [X]

Выкройка казачьей тафьи

В магазине "Казачий Хутор" появились новые товары! Мало-помалу готовимся к лету, хоть и выпал в апреле снег. Итак, нам часто задавали вопрос, а что из головных уборов носили казаки в жару. Мы задумались над этим вопросом, собрали материалы, пообщались со старыми казаками - потомками казаков исетцев, и, в итоге, получилось вот что...... предлагаем вам старинный головной убор, который широко был распространён среди казаков, именуемый - ТАФЬЯ... Об этом и многом другом во вложенном файле! Приобрести тафьи можете у нас в магазине или оформить заказ...

Тафья (куфья, тафейка, скуфья, еломок, тюбетейка – головной убор, в том числе казаков, происходит от древнего подшлемника). _________________ Стоглавый Собор в Москве запретил ношение «тафей безбожного Мехмеда», как ровно и запретил употребление колбасы в пищу. Но были ли казакам Москва и Стоглав указом? Да и сами Москвичи, и цари с боярами тафейку продолжали с удовольствием носить. В Книге описной 156г. (1648) всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина». _________________ Согласно А.Далю, «ТАФЬЯ – шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья». Забелин сообщает, что среди старинных казачьих головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи... Наша тафья по всему поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНИХ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ, главное по тому обстоятельству, что это у казаков же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ». «Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что казаки в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора»… И далее: «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями». Обычай сбривать волосы на голове (чаще оставляя лишь оселедец, длинный чуб) восходит к практическим обычаям казаков-ордынцев. Даже до XIX-XX веков казаки обривали голову, сохраняя только прядь волос. Понятно, почему сложилась такая практика. Ведь казаки были основной военной силой Казачьей Орды, ушедшей в XIV веке на завоевание тогдашнего мира. Волосы в походах брили для надежности, дабы не подхватить заразу в условиях воинского быта. Иногда весьма и весьма антисанитарного. Например, опасались вшей, распространителей тифа. После раскола Империи казаки-ордынцы подверглись гонениям во многих имперских провинциях. Романовы видели в казаках своих основных противников и главное препятствие к установлению окончательного господства над страной. Многие прежние ордынские казачьи обычаи начали всячески изгоняться из казачьей жизни на территории, подконтрольной Романовым. Такая чистка вскоре коснулась и повседневного быта. В том числе и головных уборов. Из обыденной жизни большинства населения России XVII века тафью постарались устранить. И, надо признать, добились успеха. Однако высшая романовская знать, среди которой в XVII веке еще оставалась, как мы видели, значительная часть ордынских, казачьих потомков, могла сохранить для себя некоторые, ставшие, впрочем, уже чисто символическими, следы прежних обычаев. Как пережиток великого прошлого. Как некое волнующее воспоминание. Вероятно, к таким воспоминаниям относилось и ношение тафьи. Так что среди части русской знати той эпохи тафья могла сохраняться как некий символический знак принадлежности к прежним ордынским родам. С другой стороны, хотя новые властители России к ордынским наследникам не принадлежали и, более того, Казачью Орду ненавидели, тем не менее, перед своими подданными им приходилось выставлять себя в виде законных наследников прежних царей-ханов. А поскольку одним из символов старых порядков была тафья, то романовская знать предпочла на какое-то время сохранить ее в своем обиходе, демонстрируя якобы преемственность. Во многих случаях – фальшивую. В общем, узурпаторы «натянули на себя» часть прежних казачьих обычаев, дабы легче было править бурлящей страной. Да и кроме того у любого обычая есть своя собственная инерция, на преодоление которой нужно время. Но время шло, ордынское-казачье прошлое затягивалось дымкой забвения. Власть Романовых укрепилась. Насущной необходимости носить тафью перед подданными уже не стало. Тафья постепенно стала забываться. Некоторые высшие чины пока что ее носили, но уже по инерции. Постепенно традиция сошла на нет. Древнейшие правители тоже носили тафью. Тафья – «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах». _________________ Ишшо названия тафейки были: СКУФЬЯ или КУКОЛЬ. У евреев она другая по форме. Крохотный символический блинчик на заколке. Это не тафья. Ермолка и тюбитейка тоже другие шапки. Ермолка (правильно МУРМОЛКА), энто типа кубанки, тока с вырезом спереди и двумя как бы заячьими ушами на лбу. У князя В.В. Голицына были: «мурмолка соболина, испод золотной алтабас, пугвицы каменье бирюза, петли сажены зерном Бурмицким. Мурмолка бархат червчат». _________________ Тюбитейка четерехугольна со строго мусульманским мотивом и мусульманскими цветами. Были ишшо колпаки, клобуки, наурузы и кучмы. Тафьи делались из сафьяна, сукна, атласа, тафты, бархата, парчи; украшались сере¬бром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. У Бориса Феодоровича «тафья шиты орлы двоеглавые конителью по отласу по червчатому, низана жемчугом с бирюзами. Тафья Крымская отласна синя, шита золотом». У царя Михаила Феодоровича: «тафья скорлат червчат; на ней запона золота, в запоне 10 алмазов гранены, клинчаты, на верху в репейке на спне яхонтик червчат; около запоны и тафьи в обнизи 90 зерен Гурмышских.— Тафья скорлат червчат; на ней запона золота с финифты; в запоне 5 алмазцов четвероугольны, гранены, в гнездах, да 4 зерна жемчужных на спнях; круг запоны и тафьи обнизано жемчугом большим, а в обнизке жемчугу 111 зерен». В выходах царя Алексея Михайловича упоминаются тафьи: большая, первая, вторая, третья и четвертая. У царя Феодора Алексеевича тафьи «бархат черн; сафьян черн». #тафья #КазачьяТафья #куфья #тюбитейка #скуфья


Источник: https://ok.ru/group52802483192034/topic/62531648130018


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



ОДЕТЬСЯ ПО-РУССКИ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Мастер класс кольцо из ленты

Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи Выкройка казачьей тафьи

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ